Методические материалы

2014год, ФГБОУ ВПО «ВСГАО» , Проблемы и пути совершенствования физической культуры в системе образования.Региональная заочная научно- практическая конференция студентов, преподавателей и учителей. Статья«Здоровьесбережение в рамках внедрения ФГОС» стр.180  смотреть каталог статей стр1

2015 год., Докладчик - круглый стол «Формирование интереса школьников к занятиям физической культурой с помощью средств ИКТ » в рамках муниципального форума «Лидер в образовании- 2015» «Современному ребёнку – цифровое образование» смотреть каталог статей стр 1

2014 год Муниципальные соревнования по плаванию среди обучающихся 2-3 классов общеобразовательных школ г. Ангарска смотреть каталог файлов стр 8

2013 год Методическая разработка спортивного мероприятия «У Лукоморья » день здоровья . Праздник выходного дня. Совместная деятельность ребёнок – родитель-учитель.  смотреть каталог файлов стр.8

2014 год Методическая разработка внеклассного спортивного мероприятия приуроченного к «Олимпийским играм в Сочи- 2014». Пропаганда исторически значимых событий. История Олимпиад. Привитие патриотических чувств,к своей, Родине и её спортсменам. Содействие в организации досуга детей ДОУ и введение в школьную жизнь. смотреть каталог файлов стр 9

Образовательная программа

Работаю по «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов» (автор В.И. Лях 2012год)и по программе общеобразовательных учреждений для начальных классов (автор Погадаев ). Данная программа позволяет усваивать , систематизировать и анализировать. Даёт возможность более глубокого изучения проблем физического воспитания ,за счёт корректировки вариативной части программы.

Обоснование выбора используемых образовательных технологий

Владею современными образовательными технологиями и методиками, эффективно применяю их в практической профессиональной деятельности: технологии дифференцированного обучения (В.В.Фирсов); гуманно- личностного (Ш.А.Амонашвили) иличностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманской); здоровьесберегающие (Е.Н.Дзятковского и В.Ф. Базарного); информационно-комуникационные и учебно-игровые технологии (Е.Н.Ильина); Владею методикой планирования урочной и внеурочной работы.Составление рабочей программы по предмету.

Средства педагогической диагностики

ФГОС предъявляет высокие требования к структуре , условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ, а также к содержанию психолого –педагогической работы по освоению образовательных областей . Тестовые двигательные задания необходимо применять бережно и осторожно, в соответствии с закономерностями психофизического развития детей. Выявление уровня развития физических качествобеспечивает возможность отбора методов , приёмов и условий физического воспитания , адекватных психофизическому развитию и состоянию здоровья ребёнка.

Система мониторинга имеет чётко заданный для всех типов видов образовательных учреждений единый набор тестовых упражнений и форм отчётной документации, что позволяет проводить массовое обследование школьников в определённые сроки. Использование системы мониторинга доступно .

Необходимые условия при выборе тестов для оценки физического развития:

- доступность двигательных заданий для детей различного уровня физической подготовленности

- соответствие тестов возрастным особенностям

- простота методики проведения

- использование основных движений не требующих предварительного разучивания

- соответствие заданий основополагающим критериям – надёжности, объективности , информативности

- использование приёмов позволяющих стимулировать проявление положительных эмоций и наглядно оценивать достигнутый результат

- повторяемость тестовых заданий для разных возрастных групп, что позволяет отслеживать динамику показателей физического развития каждого ребёнка

- использование тестовых упражнений в игровой форме

Мониторинг физического развития провожу ежегоднов начале и конце учебного года , затем провожу сравнительный анализ результатов и корректировку рабочей программы на следующий год на основании полученных результатов .

Применяю психолого –педагогические диагностики (тестирование – использую для оценки уровня подготовленности учащихся , опрос – использую для реализации контроля эмоционального и физиологического состояния учащихся).

Использую словесные, наглядные, практические методы, в соответствии с психологическими особенностями и уровнем подготовкиучащихся, что способствует мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Использую здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного и Е.Н.Дзятковского, способствующие развитию опорно-двигательного аппарата, силовой, статической, и скоростной выносливости.. Из технологий Базарного .я. использую, «Тропу здоровья»- подошвенный массаж, хоровое пение, игры на развитие внимания,физкультпаузы,  массаж и самомассаж.Для учащихся с заболеванием нервной системы использую технологии Дзятковского которая рекомендует цветовые гаммы.

В учебный процесс включаю нетрадиционные формы проведения уроков: «Весёлые старты» с различным инвентарём, метод круговой тренировки – занятия направлены в основном на комплексное развитие физических качеств. «Путешествие в страну здоровичков», «Тропа здоровья», «В гостях у доктора Айболита», «Зов джунглей».

Использую «Методики по спортивно- игровым проектам для начальных классов»(автор О.С. Макарова), «Гимнастика в школе»(А.Н.Мартовский), «Лёгкая атлетика в школе» (Ж,К.Холодов), «Теория и методика физического воспитания и спорта» (В.И.Лях), направленные на воспитание и развитие физических способностей.

Использование ИКТ в образовательном процессе

Формирование интереса школьников к занятиям физической культурой с помощью средств ИКТ

Задачи:

  1. научить обучающихся ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  2. анализировать и обобщать факты;
  3. самостоятельно добывать необходимую информацию;
  4. делать аргументированные выводы;
  5. грамотно работать с информацией
  6. сформировать ценностное отношение к своему здоровью;
  7. научиться применять полученные знания и умения на практике;
  8. творчески мыслить ;

Дидактические задачи реализуемые с помощью ИКТ

- совершенствование организации преподавания , повышение индивидуализации обучения.

- повышение продуктивности самоподготовки обучающихся

- индивидуальная работа самого учителя

- усиление мотивации к обучению

- обеспечение гибкости процесса обучения

- активизация процесса обучения , возможность привлечения обучающихся к исследовательской деятельности

В настоящее время традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно- коммуникативным технологиям?.

Хочется отметить что средства икт уже не вызывают страх у большинства участников образовательного процесса и многие сходятся  во мнении , что чувствуют себя более уверенно и комфортно , применяя их на уроках , во внеурочной и внеклассной деятельности. 

 Этапы освоения спортивно-компьютерных умений и навыков

  1. Визуальный – просмотр техники д/д великих спортсменов , что способствует развитию образного мышления.

Результат : всё это позволяет успешно переносить теоретические знания на практику.

  1. Технический – предполагает использование видеоаппаратуры (камера , фотоаппарат, телефон) для съёмки д/д , а затем его изучения и обработку в программе покадровое движение.

      Результат: Развивается аналитическое мышление, обучающиеся,  имеют  возможность детального  изучение техники д/д , а, также, приобретают  навыки работы с видеоаппаратурой и ПК.

3) Аналитический -  обучающиеся принимают решение на основе анализа данных , перестраивают  д/д в зависимости от условий (урок, соревнования, рельеф местности , метеорологические условия и т.д).

Результат: обучающиеся,  приобретают умение, корректировать технику д/д, в соответствии , с изменяющимися условиями внешней среды  

Достоинством Икт является активизация аналитической деятельности обучаемых. Предполагается не только воспроизведение информации но и оперирование ею , а также развитие индивидуальных способностей обучаемого.

Внедрение информационных технологий в образовательную среду урока , позволяет повышать и стимулировать интерес обучаемых, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, помогает вести индивидуализацию обучения, повысить скорость изложения и усвоения информации.

Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор : современному ребёнку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не при помощи устаревших схем и пособий.

Использование ИКТ в учебном процессе в XXI веке очень актуально. Это способствует формированию творческой личности делает урок более многогранным  , интересным и ярким.

Учитель физической культуры должен быть физически и методически готов к созданию правильного представления о технике изучаемых двигательных действий школьника, чтобы в последствии его  не надо было переучивать.

Неправильное представление школьников о выполнении того или иного двигательного действия могут быть решены с помощью средств  ИКТ .

Применение ПК возможно на всех этапах урока:

а) Изучение нового материала (обучающийся получает представление об изучаемом д/д, учится моделировать последовательность выполнения д/д, а учитель направляет , руководит , организует  учебный процесс )

б) Закрепление знаний (компьютер позволяет решить проблему традиционного урока – индивидуального учёта знаний , а также способствует коррекции полученных У и Н в каждом конкретном случае

в ) Повторение (в компьютерном варианте обучающиеся решают различные проблемные ситуации. В работе все ученики . Степень самостоятельности регулирует учитель )

г) Компьютерный контроль (использование индивидуального подхода , учитывается разная скорость выполнения заданий обучающимися, упражнения дифференцируются по степени трудности, фиксируется картинка успехов и ошибок)

Оптимальная частота и длительность применения ИКТ в учебном процессе определяются возрастом обучающихся и целесообразностью их использования в познавательной деятельности.(становление зрительного образа при изучении д/д, закрепление ассоциативного мышления ) 1 раз в четверти минимум.

Применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (В/л, б/л, лыжные гонки , л/а, гимнастика, фитнес). Учитель работая с доской имеет возможность разбить технический приём на части(слайды), показывать их сколько необходимо для детального изучения и понимания в данном классе.

С помощью маркера на доске во время показа слайдов рисуются стрелками направления движения ног, рук, туловища. Возможен разбор ошибок. Можно стрелками предположить полёт мяча ,гранаты, диска, ядра при неправильной работе рук ног , туловища. Такой метод обучения техническим действиям и приёмам очень эффективен , нагляден и главное нравится обучающимся.

Результаты использования ИКТ на уроке Ф.К

- абсолютная доступность при любой физической подготовке

- заинтересованность обучающихся в изучении индивидуальных заданий с помощью ИКТ

(изучение правил проведения соревнований, правила судейства, технические и тактические действия, история развития Ф.К.и спорта, великие спортсмены и т.д )

- применение приобретённых  знаний и умений в жизни (судейство, активный отдых, летние лагеря и площадки)

Вывод: В условиях модернизации образования  на современном этапе развития  цель  не может быть достигнута без опоры на информационно – коммуникационные технологии Таким образом ИКТ сегодня являются инструментом повышения качества образования и необходимым условием  для реализации цели воспитать грамотных , думающих , умеющих самостоятельно получать и применять знания граждан, а также посредством применения ИКТ на уроках Ф.К. мы сможем привлечь внимание школьников к занятиям Ф.К. и развивать ценностное отношение к здоровью в целом.

Средства информационно коммуникативных технологий

  1. Обучающие – сообщают знания , формируют умения, навыки учебной и практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения.
  2. Тренажёры – предназначены для отработки разного уровня умений, повторения или закрепления пройденного материала.
  3.  Информационно-поисковые и справочные – сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации.
  4. Демонстрационные – визуализируют изучаемые объекты, явления процессы с целью их исследования и изучения.
  5. Имитационные -  представляют определённый аспект реальности для изучения его структурных  и функциональных характеристик.
  6. Лабораторные – позволяют проводить удалённые эксперименты на реальном оборудовании
  7. Моделирующие – позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения.
  8. Расчётные – автоматизируют различные расчёты и другие рутинные операции.
  9. Учебно-игровые – предназначены для создания  учебных ситуаций , в которых деятельность обучающихся реализуется в игровой форме.

Негативное влияние ИКТ

Но есть и негативное влияние ИКТ , использование информационных ресурсов опубликованных в сети «Интернет» часто приводит  к сработке принципа «экономии сил» : заимствованные работы , стали сегодня уже привычным фактором не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания

В настоящее время происходит постепенное погружение всех участников образовательного процесса в общее образовательное информационное пространство.